среда, 1 октября 2008 г.

О "модных" течениях в бизнесе ...

Я программист, хотя сейчас уже в бльшей степени менеджер. Так случилось, что при очередной смене работы появилась возможность обучиться и работать над проектом внедрения ISO 9001 на государственном предприятии. Досихпор удивляюсь насколько наш народ умеет выворачивать наизнанку все то что придумывают на западе :) Для полноты восприятия приведу пример. Продаётся немецкий б\у автомобиль, открываем капот, в одном из бачков (а именно бачок охлаждающей жидкости) отсутствует пробка, как вы думаете выкрутились наши люди ? Бачок заткнут тряпкой :) Я думаю немецкие конструктора увидев эту картину еще долго строили-бы гипотезы и выводили законы по которым машина досихпор ездит ))) Вот приблизительно то-же самое у нас с ISO и прочими "модными" веяниями в менеджменте. Зачем внедряют ISO на западе ? Чтобы повысить управляемость, прозрачность предприятия, а у нас ? Чтобы поставить на продукцию значёк :) На западе клиент проекта по внедрению - генеральный директор, в России - маркетинг. Так и со всем остальным (BSC, процессный подход, шесть сигма и пр.).


Я считаю, что если предприятию нужна управляемость ему необязательно внедрять технологии с извесным брендом (напр ISO 9001), достаточно просто задуматься о 4-х вещах:
  • клиенты
  • издержки
  • знания
  • бизнес-процессы

В первую очередь поймите насколько хорошо вы работаете с клиентами (об удовлетворенности клиентов в постсоветском пространстве мне кажется вобще говорить рано). Проанализируйте все процессы которые взаимодействуют с клиентами, оптимально-ли они выстроены ? А как у конкурентов ? Да просто поговорите с своими клиентами, узнайте что-бы они хотели улучшить в отношениях с вашей компанией, что изменить.


Любой бизнес существует с одной целью - зарабатывать деньги. 1 доллар сэкономленный на издержках = 1 доллару чистой прибыли. 1 доллар чистой прибыли = как минимум 10 долларам полученных с доходов от основной деятельности. Проанализируйте свои издержки, оцифруйте их в понятных всем и постоянно доступных отчётах:


Задумайтесь, почему Филиал М при доходе 5 млн. даёт чистой прибыли 300 тыс., а Филиал N, при доходе почти 13 млн, всего 56 тыс. ? Обязательно найдите эти причины, дойдите до самого низа, до конкретной накладной. Если найдете "хорошую практику", обязательно распространите её на все филиалы.

Люди зарабатывают деньги для себя и организации в которой они работают. Люди являются ностителями ваших самых ценых нематериальных активов - знаний. Старайтесь сделать так, чтобы эти активы хранились не только у них в головах. Создайте корпоративнй портал, публикуйте на нем приказы, служебные записки, инструкции, методики, откройте на нем форумы по сбору предложений и обсуждению приказов, создайте корпоративную культуру сохранения знаний.


Ну и любой бизнес будет ужасным, если в нем ужасные бизнес-процессы. Нет ! Я не призываю вас внедрять различные технологии и дорогостоящие программные продукты типа ARIS для того чтобы тотально описать и формализовать все бизнес-процессы. Проработав в этой сфере определенное время я понял, что это абсолютно утопическая идея. Наиболее успешную реализацию процессного подхода я вижу только одну - реализация потоков задач (workflow) на какой-либо платформе. Пока люди не почуствуют этот "бизнес-процесс" на себе, не увидят под своей фамилией конкретных задач, за которые они должны отчитаться за определенный срок, никакой процессный подход, никакие документы не помогут. Не пишите больших документов с опианиями, пусть описания будут электронными, не более чем 5 строчек на одну задачу в процессе. Используйте видеоинструкции, скриншоты при описании задач в процессах. И еще , сичтаю что это немаловажный момент, при построении логики процесса старайтесь сделать так, чтобы у исполнителя небыло даже вариантов выполнить задачу в процессе не так, как это требуется, на начальном этапе становления процессного подхода у вас в орагнизации, это очень поможет, далее можно будет закладывать некую долю "творчества" в задачи, но это потом , года через 3.

Обращая внимание на 4 описанных аспекта берите из западных практик только то что хорошо ложится на вашу корпоративную культуру, не бойтесь изменять признанные "лучшей практикой" методики, относитесь к ним неболее чем как к "реккомендациям", эксперементируйте, ошибайтесь, исправляйтесь, старайтесь везде показать "быстрый результат" и у вас все получится. Главное - делайте все просто, понятно и доступно ! Руководителям и специалистам создающим что-либо реккомендую прочитать книку "Сила простоты" Джека Траута, прочитаете, вдохновитесь и только потом начинайте что-то внедрять :)



Комментариев нет:

LinkWithin

Related Posts with Thumbnails